С-51

С-51 (с 1954 – КБП-39, с 1956 – УТС-19), Краснознаменная дизель-электрическая ПЛ серии IX-бис.

Заложена в 1937 на судостроит. з-де № 189 (Балт. з-д., г. Л.), до дек. 1941 достраивалась на судостроит. з-де № 202 («Дальзавод», г. Владивосток). Техн. характеристики: водоизмещение – 856 т (подводн. – 1090 т), дл. – 77,8 м, шир. – 6,3 м, осадка 4 м, мощность дизельных двигателей – 2×2200 л. с., электромоторов – 2×550 л. с., скорость надводн. – 18,85, подводн. – 8,55 узла, глубина погружения – до 100 м, дальность плавания – до 9,5 тыс. миль, подводн. – до 135 миль. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (12 торпед), 1 – 100-мм и 1 – 45-мм орудия; гидроакустическая ст. «Дракон-129». Экипаж – 45 чел.

С дек. 1941 по окт. 1942 – в составе Отдельного учебн. дивизиона ПЛ, 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ТОФ (г. Владивосток); с 24 янв. 1943 (после перехода из г. Владивостока в Полярн. через Панамский канал; дальность – 16 205 миль) – в составе 2-го, с июля 1943 – 5-го дивизиона бригады ПЛ СФ; в 1943–1944, действуя на коммуникациях противника у берегов Сев. Норвегии, совершила 7 боевых походов, потопила сторожевой корабль противника («Uj-1202»); с 1945 – в составе 2-го, с 1947 – 3-го дивизиона бригады ПЛ СФ; с 1951 – 162-й бригады ПЛ 33-й див. ПЛ СФ (Полярн.); с 1953 – в составе 14-й отдельной бригады ПЛ Йоканьгской воен.-мор. базы СФ (пос. Гремиха); в 1954 выведена из боевого состава и переформирована в кабинет боевой подготовки; с 1956 – учебно-тренировочная ст. по борьбе за живучесть; в 1972 исключена из состава судов ВМФ; в 1973 ч. легкого корпуса была использована для изготовления памятника ПЛ С-51 в г. Островной.

Награждена орд. Красного Знамени (1944).

Ком. в гг. Вел. Отеч. войны: И. Ф. Кучеренко (1941), К. М. Колосов (с апр. 1944).

Лит.: Бережной С. С. Корабли Отечества. Харьков, 1997. Вып. 1: Подводные лодки (I – IX-бис серии); Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Эски» в бою: подвод. лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. М., 2008.

В редакции от 23 января 2016
AA