Хлебников Юрий Константинович (28.01.1900, г. Варшава – 26.06.1976, г. Москва), работник морского транспорта, полярный капитан, участник освоения Северного морского пути.
Учился в Морском кадетском корпусе (до 1917), окончил Архангельский техникум водного транспорта с квалификацией «штурман дальнего плавания» (1923, экстерном).
В 1917 – участник Первой мировой войны, боевых действий в Рижском заливе на эскадренном миноносце «Десна»; с 1918 – кочегар 2-го класса торгового парохода «Александр Суворов», совершавшего рейсы из г. Мурманска в порты Англии и Франции; в 1919–1920 – в Онежской озерной флотилии войск Северной области; с 1920 – на эскадренном миноносце «Капитан Юрасовский», посыльном судне «Ярославна», вспомогательном крейсере «Третий Интернационал» (см. «Федор Литке») Морских сил Северного моря; с 1924 – штурман ледокола «Степан Макаров», с 1925 – работник Северной судостроительной верфи (г. Ленинград); в 1928 – штурман парохода «Субботник», с 1928 – второй штурман, старший помощник ледокольного парохода «Георгий Седов» Архангельского арктического пароходства, участник спасения членов экипажа дирижабля «Италия» (1928), рейса на Северную Землю для доставки экспедиции Г. А. Ушакова; в 1932 – старший помощник капитана ледокольного парохода «Александр Сибиряков», участник первого перехода за одну навигацию по Северному морскому пути из Архангельска во Владивосток, с 1934 – капитан ледокольного парохода «Александр Сибиряков», участник доставки экспедиции И. Д. Папанина на мыс Челюскин (1934), снабжения полярных станций (1935); с 1936 – капитан ледореза «Федор Литке», вместе с ледоколом «Ермак» и «Красин» проведшего корабли Балтийского флота «Войков» и «Сталин» на Дальний Восток по трассе Северного морского пути (1936); участник советско-финляндской войны 1939–1940, капитан-лейтенант; с 1941 – командир сторожевого корабля СКР-18 («Федор Литке»), в 1942 – капитан ледокола «Анастас Микоян», участник проводки экспедиции особого назначения ЭОН-18 Северным морским путем из Амдермы в Архангельск; в 1943 – наблюдатель за постройкой ледоколов в США; с 1944 – командир ледокола «Северный ветер», осуществившего переход из США по Северному морскому пути в г. Архангельск; участник Великой Отечественной войны, обороны Советского Заполярья, капитан 3 ранга; летом 1948 арестован по обвинению в передаче за границу чертежей судна, 10 марта 1949 осужден на 25 лет лишения свободы, с 1949 – заключенный лагеря в Воркуте; в 1956 освобожден (реабилитирован в 1957); с 1959 – капитан ледоколов «Ермак», с 1963 – «Капитан Воронин», «Капитан Белоусов» Мурманского морского пароходства; в 1965–1969 – «Семен Челюскин» Северо-Восточного управления морского флота (Тикси).
Награжден орденами Ленина (1936), Нахимова II степени (1945), Отечественной войны I степени (1945), Трудового Красного Знамени (1933). Почетный работник морского флота. Почетный полярник. Лучший капитан Министерства морского флота СССР. Именем Ю. К. Хлебникова названы остров в Карском море, мыс в архипелаге Новая Земля и ледокол Дальневосточного морского пароходства (1981).
Лит.: Папанин И. Д. Лед и пламень. М., 1977; Туманов В. И. Все потерять – и вновь начать с мечты… М., 2004; Карепова В. И. На румбе – Арктика: история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах. Мурманск, 2014.