Старый большевик

«Старый большевик» (до 1933 – «Ураллес»), грузовой теплоход, лесовоз типа «Волголес».

Построен в 1933 на Сев. судостроит. верфи им. А. А. Жданова (г. Л.). Техн. характеристики: водоизмещение – 8130 т; дл. – 112, шир. – 15,7, осадка – 6,6 м, мощность дизельного двигателя – 1,8 тыс. л. с.; скорость – до 10,5 узла.

С 1933 – в составе Балт. дирекции Совторгфлота; с 1935 – Балт. гос. мор. пароходства; с 1939 – Мурм. гос. мор. пароходства; в 1942–1969 – на балансе Дальневост. гос. мор. пароходства; в мае 1942 – июле 1943 – транспорт в составе СФ; в авг.–сент. 1945 – ТОФ. В 1970 для Дальневост. мор. пароходства на Ленингр. судостроит. з-де им. А. А. Жданова был построен нов. теплоход «С. б.».

Во время Вел. Отеч. войны использовался в сев. конвоях для доставки воен. грузов по ленд-лизу в гг. Мурманск и Архангельск. Наиболее известен переход «С. б.» в составе конвоя РQ-16, вышедшего из Исландии в г. Мурманск 19 мая 1942. В р-не о-ва Медвежий 27 мая при атаке 9 бомбардировщиков на судне возник пожар. Несмотря на предложение покинуть судно, команда передала кораблям сопровождения только раненых, потушила пожар и догнала конвой.

За подвиг экипажа теплоход был награжден орд. Ленина, а кап. И. И. Афанасьеву, 1-му пом. кап. К. М. Петровскому и матросу Б. И. Аказенку было присвоено звание Героя Сов. Союза.

Лит.: Простихин В. В. Стойкость «Старого большевика» // Огненные походы. — Мурманск, 2005.

В редакции от 03 февраля 2016
AA